Подводная археология

 

 

Атлантиды Средиземного моря

 

«Платон мне друг, но истина друг еще больший»

 

Если верить каждому слову Платона, то против «эгейского адреса» Атлантиды есть одно весьма серьезное возражение: в «Тимее» определенно и точно сказано, что остров Атлантида «превышал своими размерами Ливию и Азию, вместе взятые», и лежал «перед тем проливом, который называется на вашем языке Геракловыми столпами». А Геракловы столпы — это, по мнению современных исследователей, Гибралтарский пролив, а не устье Нила, не полуостров Пелопоннес, не Босфор и не Керченский пролив, как считали некоторые атлантологи.

 

Советский атлантолог Н. Ф. Жиров считает, что «атлантида» Галанопулоса в Эгейском море, лежащая к востоку, а не к западу от Столпов Геракла — это «что угодно, только не Атлантида Платона», хотя взрыв Санторина-Стронгиле и вызванное им мощное цунами действительно могли оказать роковое влияние на закат минойской цивилизации Крита «и даже на некоторые моменты в истории Египта».

 

Мы уже говорили о том, что цифровые данные, содержащиеся в «Диалогах», по всей вероятности, результат «символики чисел», а не точных измерений, известных Платону, Солону или египетским жрецам. Это относится и к дате войны праафинян с атлантами, и к размерам самой Атлантиды. Галанопулос, однако, принимает на веру все эти символические числа… уменьшив их на один порядок, то есть ровно в десять раз.

 

Тогда все сходится: гибель Атлантиды произошла не за 9 тысяч лет, а за 900 лет до Солона, то есть в середине II тысячелетия до н. э. «Если сравнить размеры центральной равнины Крита с размерами равнины Царского города, сразу же бросается в глаза, что последние ровно в десять раз больше первых, то есть цифры просто помножены на десять. Ту же ошибку мы находим в количестве земельных наделов, колесниц и кораблей, в длине каналов на равнине, а также в длине окружавшего ее рва, — пишет Галанопулос. — Все это приводит нас к логическому заключению: все эти ошибки во времени исчезновения Атлантиды и в размерах Царского города отнюдь не случайны, а подчинены одной и той же системе и возникли в одно и то же время.»

 

Галанопулос и его единомышленники полагают, что Солон при переписке египетского манускрипта спутал слово или цифровой знак, обозначающий «100» и принял его за «1000». А сам манускрипт являлся подробным письменным отчетом, сохранившимся в анналах Египта, переписанным Солоном, от Солона попавшим к деду Крития, а затем к самому рассказчику, Критию… Но так ли было все на самом деле?

 

Критий, перед тем как начать свой рассказ об атлантах, призывает на помощь Мнемозину, музу памяти, ибо «едва ли не самое важное в моей речи целиком зависит от той богини». Посему свою главную задачу он видит в том, чтобы правильно припомнить и пересказать «то, что было поведано жрецами и привезено сюда Солоном». Пересказывает же Критий то, что десятилетним мальчиком слышал от своего девяностолетнего деда, который, в свою очередь, слышал это от своего отца, прадеда рассказчика… О каких точных цифрах может здесь идти речь?

 

Да и были ли в действительности сделаны Солоном записи бесед со жрецами Египта? Знал ли греческий государственный деятель язык и тем более письменность египтян, которая и в самом-то Египте была уделом замкнутой касты жрецов? Копировал ли он эти записи и при переписке действительно сделал ошибку, увеличив все числа ровно в десять раз? Не проще ли предположить, что вся история со жрецами, Солоном, прадедом Крития, дедом Крития и самим Критием, который приходился двоюродным дядей Платону, просто-напросто вымышлена автором «Диалогов»?

 

Вот уже более полутораста лет ученые имеют возможность читать иероглифические тексты Древнего Египта. И, в отличие от античных источников, тексты эти, высеченные на стенах пирамид и храмов, начертанные на папирусах и статуях (включая ленинградских сфинксов), дошли до нас в оригинале. Нигде в них, однако, не сказано ни об Атлантиде, ни о войне с пришельцами-атлантами, ни о гибели острова в волнах моря. Зато среди египетских хроник мы находим неоднократное упоминание о вторжении в страну воинственных «народов моря», которые, быть может, и послужили прообразом атлантов, с которыми приходилось вести войну как грекам-ахейцам, так и египтянам. Но война с «народами моря» происходила не за 9 тысяч лет до Солона — и не за 900 лет, как это следует из выкладок Галанопулоса и его коллег. Извержение Санторина-Стронгиле произошло около 1410 года до н. э. (±100 лет, то есть не раньше 1510 и не позже 1310 года до н. э.). А война с «народами моря» велась египтянами около 1200 года до н. э. Причем, возможно, в числе этих народов были и греки, выступавшие против египтян, а не на их стороне.

 

Впрочем, о загадочных «народах моря» следует поговорить особо, ибо они имеют непосредственное отношение к теме нашей книги.

 

Санторин

Санторин

 

К содержанию: Кондратов «Атлантиды моря Тетис»