Вся библиотека >>>

Содержание книги >>>

 

Книги по строительству и ремонту

Ручная дуговая сварка


Быт. Хозяйство. Строительство. Техника

 

Основы варки стали

 

 

9.5. Структура сварных соединений

 

Кристаллизация сварного шва протекает в характерных условиях, изложенных в § 9.1; средняя скорость кристаллизации равна скорости сварки. Процесс первичной кристаллизации начинается после продвижения дуги вдоль шва и прекращения ее действия на данный участок сварочной ванны. Жидкий металл кристаллизуется в направления, обратном отводу тепла з основной металл, т. е. от стенок ванны к центру (9.5, а). По границам расплавления образуются общие кристаллиты основного и наплавленного металла, что обеспечивает их сплошность и прочностную связь. Для сварного шва, как и для литого металла, характерна склонность к образованию столбчатой структуры. Рост столбчатых кристаллитов способствует вытеснению шлаковых и газовых включений (9.5, б). Первичная кристаллизация шва протекает так же, как в слитках и отливках, периодически волнообразно, что видно на 9.5, в. В швах, особенно однопроходных, возможно образование зоны ликвации т. е. неравномерное расположение элементов н вредных примесей (9.5, г). Она ослабляет узкие швы, так как зона ликвации у них находится в центре шва. Менее опасна ликвация в широких швах, имеющих ширину более глубины в 1,5 и более раза, так как у них зона ликвации расположена в верхней части. Первичная кристаллизация протекает быстро в связи с интенсивным охлаждением расплавленного металла и заканчивается для низкоуглеродистой стали с понижением температуры от момента начала кристаллизации всего на 20—30 °С. Это соответствует температуре 1510— 1480°С. После окончания первичной кристаллизации металл приобретает аустенитную структуру в пределах первичных столбчатых кристаллитов. При дальнейшем понижении температуры структурные изменения в стали не наблюдаются (для низкоуглеродистой стали) до 850—900 °С, после чего начинаются последующие структурные изменения, называемые вторичной кристаллизацией.


В металле шва и прилегающем к нему основном металле они проходят также в небольшом температурном интервале, начиная примерно с 850— 900 °С до 723° С, после чего сталь приобретает постоянную микроструктуру (исследованную под микроскопом). Металл шва, осбенно многослойного, характерен мелкозернистой структурой и равномерным распределением зерен феррита (Fe, содержащего не более 0,07 % С) и перлита (раствор карбида железа в Fe). Прилегающий к шву участок основного металла, не подвергавшийся расплавлению, структура и свойства которого изменились в результате нагрева при сварке или наплавке, называют зоной термического влияния при сварке. Эта зона имеет несколько участков с различной структурой и свойствами (9.6):

участок зоны, сплавления (1); здесь происходит сварка — формирование кристаллитов, соединение основного металла и металла ванны; свойства этой зоны сплавления часто определяют качество сварного соединения;

участок перегрева (2), подвергавшийся нагреву до температуры 1100—1400 °С, имеет крупнозернистую структуру и при повышенной погонной энергии в стали с увеличенным содержанием углерода может стать причиной низкой пластичности и вязкости сар-ного соединения;

участок перекристаллизации (нормализации) (<?), подвергавшийся воздействию температур 850—1100 °С. Эта температура благоприятно влияет на образование мелкого зерна, что обеспечивает высокие механические свойства участка;

участок неполной перекристаллизации (4), подвергавшийся воздейстйию температур 720—850°С, характеризуется частичным появлением новых зерен в основном металле;

участок старения при рекристаллизации (5), подвергавшийся воздействию температур 450 — 700 °С. Здесь происходят рост зерен феррита из их раздробленных частей (рекристаллизация), полученных при пластической деформации металла, и процесс старения, заключающийся в выделении изботычного С и N в виде нитридов и карбидов вокруг решетки ста*]**, что сопровождается повышением прочности и снижением пластичности. При сварке литых сплавов, не подвергавшихся пластической деформации, этот участок отсутствует;

участок синеломкости (6), подвергавшийся нагреву до 100—450 °С, не имеет заметных струщгуриых изменений, однако при сварке низкоуглероднстой стали, содержащей повышенный процент газов (Од, N2, На), наблюдается на этом участке выделение их избытка в структурную решетку металла, что также повышает прочность, но снижает пластичность и вязкость металла.

 

 «Ручная дуговая сварка»       Следующая страница >>>





Rambler's Top100